Интервью с президентом фонда Ламбиным А. И.

«БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ»

Александр Иванович Ламбин – кет по национальности, уроженец Туруханского района Красноярского края. В настоящее время проживает в Москве. Воспитывает сына. Юрист. В течение нескольких лет являлся помощником депутата Государственной Думы на общественных началах. Президент Фонда защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России. Деятельность фонда направлена на защиту законных прав и социальных интересов коренных малочисленных народов, экономическое и правовое просвещение аборигенного населения и подготовка его к самостоятельной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

В соответствии с распоряжением Президента РФ Д.А.Медведева № 300-рп от 08 мая 2010 года Фонд принял участие в открытом конкурсе проектов некоммерческих неправительственных организаций и стал одним из победителей конкурса. Договор на грант был подписан с оператором  президентского распоряжения, Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». Одним из первых шагов по реализации проекта Фонда «Выживание — в кооперации» (именно так называется этот проект) стал выпуск информационной листовки (газеты) «Народы Красноярья». Ниже публикуем интервью с А.И. Ламбиным.

— Александр Иванович! Поздравляем Вас с победой в конкурсе. Желаем удачи в реализации задуманного.

— Спасибо. Несмотря на то, что средств выделено существенно меньше запрашиваемой суммы, мы активно взялись за осуществление проекта. Одновременно ведем переписку и переговоры с потенциальными спонсорами.

— Как давно Вас беспокоит судьба коренных малочисленных народов России?

— Начнем с того, что я сам кет, представитель коренного малочисленного народа Севера, родился и вырос в Туруханском районе, и эти проблемы  беспокоили всегда и продолжают беспокоить.

Если  вести разговор конкретно, то в рамках национальной программы по выполнению резолюции ООН «О Международном десятилетии коренных народов мира» №48/163 от 21.12. 1993 года при поддержке депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации РФ в 2001 году была учреждена правозащитная некоммерческая организация — Фонд защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России.   

Неоднократно пытался добиться спонсорской помощи на выполнение уставных задач Фонда, на конкретные проекты, обращался в российские и международные организации, но, как правило, натыкался на стену непонимания, мол, есть более важные задачи и проекты, куда следует направлять финансовые средства.

Тем не менее, мы не опускали руки и в силу имеющихся возможностей осуществляли и продолжаем осуществлять профильную правозащитную деятельность, оказывали содействие конкретным предпринимателям и просто гражданам.

— Проект называется «Выживание-в кооперации». Почему выживание?

— До 30-х годов фактории и другие формы кооперативных организаций обеспечивали стабильное развитие Северных территорий, способствовали повышению  благосостояния коренных малочисленных народов России.

После коллективизации и образования госхозов, совхозов, частная инициатива была подавлена, резко упала производительность труда, а существование семейно-родовых промысловых хозяйств, стало зависеть исключительно от бюджетных дотаций. Из сознания людей было вытравлено само понятие предпринимательства.

Распад системы государственного обеспечения Севера в последние двадцать лет привел к катастрофическому падению уровня жизни аборигенного населения. Попытки решения проблемы в рамках государственного регулирования оказались малоэффективными по причине сокращения поступлений из средств бюджета и отсутствия какой-либо существенной рыночной альтернативы.

По Проекту первоначально предусматривается проведение мониторинга образовательного уровня экономических и правовых знаний Глав и членов семейно-родовых промысловых хозяйств в выбранном регионе, затем будет организован процесс семинарского обучения принципам кооперативной деятельности.

Сейчас разрабатывается необходимая специальная литература, документы, систематизируются новейшие Акты гражданского законодательства по предпринимательству и кооперации в условиях современного рыночного развития России. Эта литература будет доставлена в места обучения и компактного проживания аборигенного населения.

В обоснование преимуществ кооперативного подхода в предпринимательстве на Севере Российской Федерации, будет продемонстрировано ноу-хау: модель национального производственного кооператива в виде пакета учредительных документов, которые предполагается использовать как учебное пособие для обучения аборигенов процедурам реальной регистрации предприятия и управления им.

Коренное население получит реальную консультативную экономическую и правовую помощь на специальных инструктивных занятиях.

В 2003-2004 гг. Фонд по просьбе региональных Ассоциаций коренных малочисленных народов Севера Красноярского края изучал развитие традиционных промыслов в Красноярском крае, где компактно проживает один из исчезающих коренных малочисленных народов Севера — кеты.

Было выявлено, что Акты на пожизненное наследуемое владение участками традиционного таёжного промысла-кетов, признаны недействительными. Права на промысловые территории родов оформляются только в виде краткосрочной аренды, реализовать свои права при отсутствии каких-либо правовых знаний, а также опыта предпринимательской деятельности, разобщенные семейно-родовые хозяйства не могут. Отдельному семейно-родовому хозяйству практически невозможно получить банковский кредит, так как для этого требуются гарантии в виде залога.

В этих условиях промысловая деятельность кетов, селькупов, эвенов, эвенков и других национальностей практически прекратилась, резко снизился уровень жизни, упала рождаемость и существенно увеличилась смертность.

Возникла проблема выживания населения. Я бы сказал, что аборигенное население находится на грани гуманитарной катастрофы. И это сказано не ради красивого словца.

Органы местного самоуправления не имеют для этого необходимых собственных и государственных бюджетных средств.

Бедственное положение аборигенного населения подтверждается рядом независимых публикаций в газетах «Маяк Севера» («Кооперация всегда в загоне») и «Московские новости» (статья-«Закон Туруханской тайги»), а также документами Министерства труда и социального развития РФ.

— На Ваш взгляд, почему Акты на пожизненное наследуемое владение участками традиционного таежного промысла кетов-признаны недействительными? Очевидный факт: введенный арендный принцип бесперспективен. Так в чем же дело?

— Вопрос, который я сам неоднократно задавал влиятельным, уважаемым людям. Многие из них также недоумевают, как правило, ссылаются на пресловутый чиновничий беспредел, превалирование интересов бюрократии над нуждами коренных малочисленных народов, рядовых граждан.

Нынешняя администрация того же Туруханского района особо не горит желанием решать насущные вопросы, как аборигенного населения, так и  представителей других народов. По крайней мере, сведения, которыми я располагаю, свидетельствуют о том, что положении  дел обстоит именно таким образом.

— На какие федеральные законы при защите своих конституционных, гражданских, предпринимательских прав, социальных интересов могут рассчитывать коренные малочисленные народы России?

—  Начну с Конституции РФ, которая гарантирует каждому россиянину право на достойную жизнь, Например, ст.34 Конституции РФ вкупе со ст.2 Гражданского кодекса РФ гарантирует право на предпринимательскую и иную, не запрещенную действующим законодательством, экономическую деятельность. Существенную роль в жизни и деятельности аборигенного населения  играют Лесной и Земельный кодексы, федеральные законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О развитии сельского хозяйства», «О животном мире», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О производственных кооперативах».

Законов много, много и недостатков в этих законах, но, тем не менее, нормативно-правовая база позволяет как минимум защитить свои основные социальные составляющие. В этой связи вынужден повторить, что камнем преткновения на пути развития предпринимательской деятельности аборигенного населения является введенная взамен актов на пожизненное наследуемое владение краткосрочная аренда. И без того сложная ситуация с получением кредитных средств усугубилась в конце 2010 года: буквально накануне нового года официальный представитель Центрального банка РФ заявил о возможности повышения  ставки рефинансирования в 2011 году. Делайте выводы сами.

— Традиционный вопрос-что делать?

— Сегодня кооперирование разрозненных семейно-родовых промысловых хозяйств в национальные производственные кооперативы рассматривается не как панацея от всех бед, а как база для формирования рыночных отношений на периферийных территориях России.

Сейчас мы готовим мониторинг образовательного уровня экономических и правовых знаний Глав и членов семейно-родовых промысловых хозяйств в форме заочного семинарского обучения принципам кооперативной деятельности.

У нас налажены деловые отношения с представителями предпринимательских кругов аборигенного населения в Красноярске, Туруханском районе. Они имеют электронную почту и другие современные формы связи. На повестке дня обсуждение особенностей деятельности кооперативов с ренто-паевыми контурами финансирования. Перспективы внедрения: бизнес-планы, их разработка и внедрение в практику. Одновременно мы осуществляем консультативно-методическую помощь, обучаем людей основам защиты в судах прав, свобод и  законных интересов. Готовим учредительные документы для проведения в Красноярске, возможно, в Туруханске учредительного собрания для регистрации национально-производственного кооператива. Надеемся на участие в проекте специалистов администраций, равно как на содействие в регистрации юридических лиц.

— Ощущают ли коренные малочисленные народы  помощь в своей предпринимательской деятельности на региональном и  муниципальном уровнях?

— Нормативно-правовая база, имеющая конкретно-практическое значение для аборигенного населения, практически отсутствует. Мы уже обратились к некоторым депутатам Государственной Думы, другим лицам, имеющим право законодательной инициативы, с просьбой, чтобы наконец-то  появилась внятная  правовая база для коренных малочисленных народов, необходимая конкурентная среда. Причем эта база должна быть подкреплена как законодательной (представительной) властью, так и исполнительными  государственными и муниципальными органами власти. Плюс  внятной правоприменительной практикой.

— Александр Иванович, очень сложно запускать такой бизнес-маховик в форме проекта «Выживание — в кооперации» в одиночку. Не проще ли объединить усилия, например, с находящейся в Москве Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Центром содействия коренным малочисленным народам Севера и другими профильными организациями.

— Мы открыты для сотрудничества со  всеми заинтересованными организациями и лицами. Мы сотрудничаем с Красноярской Ассоциацией коренных малочисленных народов, которую возглавляет известный в крае предприниматель (был депутатом Государственной Думы) Виктор Иванович Гаюльский. Мы будем рады и совместным действиям с расположенными в Москве Ассоциацией и Центром. Тем более, что цели и задачи у нас общие. Мы обязательно направим в их адрес соответствующее предложение.

— И последний вопрос. Дальние перелеты, другие обязательные расходы, связанные с реализацией проекта. Как обстоят дела со спонсорской помощью?

— Мы направили ряд писем в коммерческие структуры и ждем соответствующей реакции. В ближайшее время намерены обратиться и в несколько зарубежных организаций, в частности, те, которые традиционно являются донорами специализированных программ по поддержке коренных малочисленных народов. Надеемся на успех.