Предпринимателю: где и как получить финансовую помощь?

В ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ: ГДЕ И КАК ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ?
 

По факту жизни, точнее сказать, выживания, представителям коренных малочисленных народов приходится заниматься предпринимательской деятельностью, охотой, рыболовством, собирательством и другими традиционными видами деятельности. Практикой доказано, что лучше заниматься предпринимательством в рамках общины со своим Уставом, органами управления и органами контроля.

Такая организация труда позволяет рассчитывать на получение банковских кредитов, хотя это возможность сегодня выглядит чисто теоретически по причине отсутствия соответствующего залогового обеспечения и высокой процентной ставки.

В этой связи стоит рассматривать возможность получения помощи под конкретные проекты, как от государства, так и от частных структур, как в России, так и за ее пределами.
Вот некоторые из этих потенциальных источников.

1. ФАИП — федеральная адресная инвестиционная программа.

2. Целевая государственная помощь для некоммерческих структур.

3. Частные инвестиции.

Если говорить о федеральных адресных инвестиционных программах, то они ежегодно принимаются в рамках федерального закона (как приложение) о бюджете на последующий год (в качестве примера: в конце августа 2011 года в Государственную Думу из Правительства РФ поступит проект бюджета на 2012 год, который в стенах Думы будет рассмотрен и впоследствии приобретет юридическую силу закона).

На практике эти деньги редко доходят до обычных малых предприятий, профильных как коммерческих, так и некоммерческих структур. Так называемый «распил средств» начинается еще в Москве и продолжается в регионах, где, как правило, средства текут на счета аффилированных (приближенных к чиновникам, группах влиятельных людей и т.д.) организаций.

Тем не менее, за финансовой помощью под конкретные проекты стоит обращаться, в том числе и через приемные депутатов и партий.

Целевая государственная помощь для некоммерческих структур. Она выделяется по распоряжению Президента РФ на конкурсной основе под конкретные социально значимые проекты через своих операторов. В этом конкурсе в 2010 году (распоряжение президента РФ Д.А.Медведева №300-рп от 08 мая 2010 года, выделено один миллиард рублей) принял участие и Фонд защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России. Через оператора президентского распоряжения, Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», который выделил 500 000 (пятьсот тысяч рублей) 00 копеек.

В ближайшее время будет издано новое распоряжение Президента РФ, на 2011 год, который уже провел встречу с руководством организаций операторов и подчеркнул на важность финансирования социально значимых проектов. Озвученная президентом Д. А. Медведевым сумма — один миллиард рублей, в масштабах страны незначительная, но использовать этот шанс необходимо.

Частные инвестиции под проекты осуществляются так называемыми организациями-донорами. К сожалению, в России получить частные инвестиции под социально значимый проект, например, защиту конституционных прав коренных малочисленных народов, как обычных людей, так и предпринимателей, весьма и весьма сложно. Причин тому немало — тут и отсутствие у крупного и среднего бизнеса элементарной социальной ответственности перед гражданами, и несовершенство законодательства и ряд других причин.

И все же проекты готовить надо и направлять в российские коммерческие структуры и некоммерческие организации, целевым образом учреждаемые бизнесменами.

В силу сложившихся традиций и обстоятельств порой проще получить зарубежную (международную) спонсорскую помощь через так называемые донорские организации.

Организация-донор или донорское агентство по определению представляет собой организацию, выделяющую денежные средства на проекты, занимающиеся вопросами развития.

Донорские организации направляют денежные средства по двум каналам:

а) через официальные (правительственные) каналы;

б) по частным каналам.

Существуют три вида донорских агентств:

1)Многосторонние агентства-Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), ЮНИСЕФ и Всемирный банк, которые чаще всего предоставляют заемы (включая и коммерческим организациям), а не гранты. К подгруппе многосторонних агентств можно отнести различные программы под эгидой Европейского Союза (ЕС) и Совета Министров Скандинавских стран (СМС).

2) Национальные правительства (западные страны, включая США и Канаду, Япония, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) являются основными правительственными донорскими агентствами. Финансирование обычно осуществляется через соответствующие правительственные организации по оказанию помощи, такие, как: ЮСЭЙД (США), СИДА (Канада), ДАНИДА и ДЕПА (Дания), ФИНИДА (Финляндия), НОРАД (Норвегия), ШИДА (Швеция).

3) Благотворительные организации. (В каждой развитой стране существует огромное количество благотворительных организаций, работающих как по географическому признаку, например, в Арктике или России), так и по конкретной тематике (окружающая природная среда, здравоохранение, создание потенциала, гуманитарная помощь и т.д.). Многие из этих организаций представляют собой платформу, с которой осуществляется распределение средств, перечисленных большими компаниями, или полученных в качестве даров в ответ на проведенную рекламную кампанию или мероприятия по сбору денежных средств.

В отличие от правительственных, неправительственные организации (НПО) являются частными и добровольными. На каждом континенте существуют тысячи НПО.

Среди организаций, оказывающим поддержку и помощь коренным малочисленным народам, был введен новый термин Организация коренных народов (ОКН).

К получившим международное признание НПО, работающим по тематике коренных народов, относятся основанная в Дании «Международная рабочая группа по вопросам коренных народов» (МРГКН) и английская «Международное выживание». Заметим, что МРГКН имеет свое представительство в Москве.

Среди наиболее известных ОКН можно упомянуть такие организации, как Совет Саами (СС) и Циркумполярную Конференцию Инуитов («Ай-Си-Си»).

В продолжение начатому «Ай-Си-Си» Канада разработала программы поддержки коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Знать потенциальных доноров важно, но еще важнее грамотно составить обращение (заявление о предоставлении гранда или займа).

В целом к проектному предложению предъявляются следующие требования:

1. Имя обращающегося с заявлением (Ваше имя/Название вашей организации/общины).

2. Адрес, включая телефон, факс и электронную почту; дату (год, месяц, число).

3. Имя человека, ответственного за выполнение проекта (Руководитель проекта/координатор). Имя ответственного лица внутри вашей организации (Президент, председатель, директор).

4. Название проекта; категория проекта (здравоохранение, защита прав и законных интересов коренных малочисленных народов, сельское хозяйство и т.д.).

5. Описание проекта (10-20 строк); описание непосредственных целей и задач проекта (предоставление или развитие в той или иной области деятельности); описание ожидаемых результатов (улучшение состояния окружающей среды; повышение социальной защищенности аборигенного населения и т.д.).

6. Запрашиваемый объем финансирования. (Общая сумма).

7. Экскурс (исторический, географический, организационный и т.д.).

8. Идентификация и важность выявленной проблемы, потребности; первоочередные цели проекта (укрепление, обеспечение, начало, создание, продвижение и т.д.).

9. Описание проекта (полное описание целей и задач проекта): на какой временной срок рассчитан данный проект (один месяц, один год, три года и т.д.); преамбула проекта и вклад (материальные средства, трудовые ресурсы, знание, оказание помощи и т.д.).

10. Мероприятия в рамках проекта (покупки, прием на работу, организация, опрос общественного мнения, идентификация, продвижение и т.д.).

11. Цель проекта (улучшения состояния окружающей среды, повышение уровня социальной и юридической защищенности аборигенного населения и т.д.); участники проекта (в случае задействования более чем одной организации — подразумевается сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами).

12. Критерии оценки проекта (контроль за выполнением работ в рамках проекта на месячной, квартальной основе и подготовка финансовых отчетов); рабочий план проекта (на один месяц, на 2 месяца, на 3 месяца и т.д.).

13. Бюджет (постатейный). Основными составляющими расходной части бюджета обычно являются (и признаются спонсорскими агентствами): заработная плата (руководитель, ассистент, бухгалтер и т.д.); связь; оборудование; компьютеры; принтер; камера; ксерокс; бумага; проведение конференции; транспортные расходы и т.д.).