Этапы развития образования в Российской Федерации в 21 веке

5 сентября 2005 года в Российской Федерации стартовал первый приоритетный национальный проект «Образование». Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривал развитие инновационных школ, модернизацию региональных систем образования.

Распоряжением от 04 февраля 2009 года № 132-р Правительство Российской Федерации утвердило концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и особо отметило необходимость развития в местах проживания коренных малочисленных народов кочевых и других специфических моделей школ, внедрение современных технологий дистанционного обучения.

04 февраля 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «НАША НОВАЯ ШКОЛА«.

8 ноября 2010 года председатель Правительства России Владимир Путин провёл рабочую встречу с министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались основные направления новой федеральной целевой программы по развитию образования. Кроме того, была затронута тема выполнения поручений премьера по итогам его встречи со студентами Сибирского университета.

В 2010 году заканчиваются мероприятия, запланированные в рамках приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ«.
Хотелось бы надеяться, что национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» позволит детям коренных малочисленных народов России начать обучение в новых таежных начальных, кочевых школах, при невозможности ежедневного посещения школы выбрать дистанционное обучение.

Новые модели школ, кочевые, начальные таежные, не развиваются, так как не определен источник финансирования. Пришкольные интернаты, места проживания большинства детей коренных малочисленных народов РФ, находятся в бедственном положении в связи с минимальным финансированием. Анализ хода реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации очевидно свидетельствует о том, что, за период с февраля 2009 года по ноябрь 2010 года, на территории проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока так и не появились инновационные модели школ, заторможено внедрение дистанционного обучения.

На Форуме «Большой Суглан», состоявшемся в августе 2010 года, было озвучено новое направление развития школьного образования детей, проживающих в далеких таежных поселках, — таежные начальные школы. Несомненно таежные начальные школы должны стать обязательной альтернативой пришкольным интернатам. Необходимо развивать положительный опыт Центра развития образования Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по созданию начальных классов Аганской общеобразовательной школы на стойбище Усть-Ватьеган, это яркий пример кочевой школы. Кочевые, таежные начальные и другие специфические модели школ являются инновационными, а внедрение современных технологий дистанционного обучения относится к модернизации региональных систем образования. Однако, появление новых моделей школ пока только планируется. В настоящее время, основная роль в обучении и воспитании подрастающего поколения коренных малочисленных народов возложена на школы с пришкольными интернатами, где дети живут и учатся практически весь год, за исключением каникул.

Особое внимание должно быть уделено развитию материально-технического обеспечения пришкольных интернатов.

К сожалению, в сети Интернет практически отсутствует информация о пришкольных интернатах, в то же время имеется информация о бедственном положении этих образовательных учреждений. Бедственное положение пришкольных интернатов вызвано, в первую очередь, минимальным финансированием из бюджета муниципального образования, отсутствием финансирования из краевого и федерального бюджетов. Пришкольные интернаты не имеют налоговых льгот, льгот по энергоснабжению, находятся в бедственном положении из-за отсутствия денежных средств, в то время как процветающие нефтяные компании получают все льготы.

Количество пришкольных интернатов ежегодно увеличивается. На май 2008 года в Архангельской области при 60 сельских школах созданы пришкольные интернаты, в которых обучалось 1023 воспитанника, в основном, дети коренных малочисленных народов. Образцом перспективного развития пришкольных интернатов может служить программа развития пришкольного интерната МОУ «ЧЕЛУТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА». К сожалению, и в этой программе искажены цели Российской Федерации в подключении пришкольного интерната к Интернет. Ученики, равно как и педагоги, во внешкольное время, должны приобщаться к компьютеризации. МОУ «ЧЕЛУТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», на данный момент, является единственным образовательным учреждением, представляющим на сайте программу обучения детей языку коренных малочисленных народов. Воспитанники пришкольного интерната МОУ «ЧЕЛУТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» имеют всего один компьютер, какая уж тут всеобщая компьютеризация.

Одной из причин низкого образовательного уровня детей коренных малочисленных народов является недостаток мест в пришкольных интернатах, приближенных к местам основного проживания близких родственников, необходимость перевоза детей в укрупненные центры, на значительное отдаление от родителей.

Решением проблемы нехватки мест могли бы стать малокомплектные детские дома.