20.06.2014. Доклад в ООН в защиту прав общины «Алтар»

      Комментарии к записи 20.06.2014. Доклад в ООН в защиту прав общины «Алтар» отключены

20.06.2014

Доклад в ООН в защиту прав общины «Алтар»

Фонд защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России благодарит Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова (http://gorchakovfund.ru/ г. Москва) за финансовую помощь, благодаря которой представители коренных малочисленных народов России приняли участие в работе 13-й Сессии Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов (г. Нью-Йорк, 12-23 мая 2014 года).

Развитие демократии способствует реализации политических и экономических прав коренных малочисленных народов в России. Деятельность федеральных органов государственной власти способствует политическому, социальному и экономическому развитию коренных малочисленных народов. Коренные малочисленные народы широко представлены в федеральных, региональных и муниципальных органах власти.

Кроме того, мы можем сказать, что демократия в России не является властью девиантного меньшинства (в Аристотелевском смысле). Права коренных народов в России постоянно расширяется, и интересы коренных народов постоянно расширяются в области политики и экономики.

Тем не менее, многое еще предстоит сделать для улучшения жизни коренных малочисленных народов. Необходимо обратить внимание членов постоянного форума на особенности современной глобальной экономики, которая подвержена постоянным кризисам и отличается формированием нового типа олигархической экономики, созданием частных фондов. В результате этих процессов остается все меньше и меньше денег в бюджетах стран для решения проблем коренных малочисленных народов, и все больше и больше денег уходит в частные фонды. Подобные обстоятельства усложняют жизнь коренных народов и ослабляют их усилиях по улучшению их социально-экономического статуса. Нам думается, что эти особенности современного мира должны быть отражены в окончательном документе Всемирной конференции коренных народов в сентябре с.г.

Мы признательны Фонду поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, что с его помощью можем донести до мирового сообщества те вопросы, которые затрагивают важные аспекты взаимоотношения добывающих компаний, органов власти и общин коренных малочисленных народов в России.

В своем выступлении мы хотим обратить внимание мирового сообщества на актуальную проблему игнорирования законных прав и интересов общин, на конкретном примере, — Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, перерастающих в настоящее время в экологический геноцид.

Непосредственным причинителем вреда стала ЗАО «Чукотская Торговая компания, работающая по заданию ЗАО «Северо-Тихоокеанской угольной компании» (ЗАО «СТУК»), которая входит в управление австралийской компании «Tigers Real Coal Limited» (http://tigersrealmcoal.com/project/operating-environment-chukotka).

В нарушении российского федерального законодательства в области экологии и прав коренных малочисленных народов России, с августа по октябрь 2011 года ЗАО «Чукотская торговая компания» осуществила транспортировку груза с использованием тяжелой гусеничной техники с прицепами контейнерных волокуш и саней по руслу нерестовой реки Амаам, самой северной реки нереста ценного вида лосося – нерки (blue-backed salmon) в период ее активного нереста по землям, принадлежащим Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар».

Сейчас недропользователем и инвестором в разведке месторождений бурого угля на землях общины, выступает австралийская компания «TigersRealCoalLimited», о чем было заявлено в прессе Чукотки.

Анадырским межрайонным следственным отделом СУ СК России по ЧАО по факту нарушения ЗАО «ЧТК» природоохранного законодательства было возбужденно уголовное дело по статье 257 УК РФ.

Однако, сотрудниками следственного отдела был нарушен разумный срок уголовного судопроизводства и полагаем, намеренно осуществляется волокита, в нарушении статьи 42 УПК РФ. Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар», которой причинен имущественный вред, до сих пор не признана потерпевшей стороной по уголовному делу.

Согласно Заключению ФГУП «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от 06 декабря 2011 года № 09/20-2624 в результате транспортировки грузов, осуществленной ЗАО «ЧТК» с использованием колонны тяжелой гусеничной техники, контейнерных волокуш и саней по руслу нерестовой реки Амаам, сверхпроектный ущерб водным биоресурсам в натуральном выражениии составил 580,6 кг гольца и 170,6 кг нерки или 1162 экземпляра гольца и 56 экземпляров нерки, что в денежном выражении составило 288764 рубля.

Таким образом, установлен ущерб по статье 257 УК РФ, но виновное лицо до сих пор не установлено и не привлечено к уголовной ответственности.

Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района ЧАО учреждена физическими лицами в целях занятия традиционными видами промысла: охота, рыболовство, сбор и заготовка сельхозпродукции, грибов, морзверобойный промысел, сбор и заготовка ягод и грибов, и зарегистрирована 24 января 1994 года Постановлением № 12 Главы администрации района в качестве юридического лица в форме родовой общины (Свидетельство № 36 от 24 января 1994 года). Это одна из старейших общин России, зачинатель общинного движения коренных малочисленных народов Севера.

20 сентября 1992 года Ассоциации «Надежда» был предоставлен земельный участок 7616 га в постоянное пользование, 05 декабря 1993 года он был передан Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, ставшей правопреемником Ассоциации «Надежда» путем преобразования (Протокол от 05 декабря 1993 года).

Имущество родовой общины «Алтар» было сформировано за счет имущества Ассоциации «Надежда».

В силу части 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

05 декабря 1993 года по договору № 1 безвозмездного пользования, имущество Ассоциации «Надежда», было передано от одного вида юридического лица — ассоциации к другому юридическому лицу — семейной (родовой) общине по акту приема–передачи имущества (Приложение к договору № 1 от 05 декабря 1993 года).

24 января 1994 года Постановлением № 12 Главы администрации Беринговского района, земельный участок 7616 га был предоставлен родовой общине «Алтар» в постоянное пользование.

В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ (ред. от 05 апреля 2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предусматривает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Судебная практика России исходит из того, что нормы специального закона имеют преимущество перед другими общими нормами федерального законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ (ред. от 05 апреля 2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов.

Таким образом, решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по вопросам о предварительном согласовании ЗАО «ЧТК» земельного участка в границах земельного участка, принадлежащего Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района ЧАО, изначально являются недействительными (ничтожными), так как не учитывают мнения Общины и не согласованы с ней.

В 2012 году в летний период нереста нерки снова было движение тяжелой гусеничной и автомобильной техникой, а также перевозка тяжеловесного груза от базы ЗАО «Северо-тихоокеанской угольной компании» (в районе реки Кайтэвээм) на берег бухты Ушаково по водоохранным зонам лагуны Амаам, а также по самому руслу реки Амаам высшей категории рыбохозяйственного значения на протяжении 11 км в период нереста.

В результате ЗАО «Чукотская торговая компания» и ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания» превратили русло реки Амаам в накатанную дорогу, по которой бежит вода с грязью. Местами река стала менять русло и течь прямо по колее, глубиной до 40 см, проделанной тяжёлой гусеничной техникой и волокушами ЗАО «Чукотской торговой компании», заиливая и уничтожая места нереста нерки, что и было зафиксировано в протоколе осмотра места происшествия 23 августа 2012 года в составе группы понятых и свидетелей.

Противоправными действиями ЗАО «Чукотская торговая компания» нанесен ущерб местам обитания и размножения популяции Амаамского стада нерки, привело к гибели икры и мальков нерки на десятки лет вперёд.

Бассейн лагун Амаам, Аринай, Орианда, Лахтина и впадающих в них нерестовых рек высшей категории рыбохозяйственного значения в результате только начала производственной деятельности ЗАО «Северо-Тихоокеанской угольной компании» находятся под угрозой уничтожения.

Прикрываясь благими намерениями, как якобы финансовых поступлений в бюджет Чукотского автономного округа и Анадырского района, местные органы власти в нарушении федерального законодательства, предпринимают все возможные и невозможные действия в угоду частной компании.

Тому пример – Распоряжение Правительства Чукотского АО от 23 декабря 2011 года № 634-РП «О переводе земельных участков и состава земель одной категории в другую», когда Администрация Анадырского муниципального района незаконно выделила участки земель в районе лагуны Аринай для ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания», захватив часть земель, принадлежащих родовой общине «Алтар».

Согласно части 4 статьи 97 Земельного кодекса РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод РФ, в том числе внутренних морских вод РФ, и территориального моря РФ, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Российское федеральное законодательство в отношении коренных народов является одним из наиболее развитых в мире, и деятельность федерального правительства России в целом поддерживается российским обществом и неправительственными организациями.

Яркий пример данного тезиса, тот факт, что община «Алтар» получила осенью 2013 года Президентский грант на правозащитную деятельность именно по вышеописанному в нашем докладе делу.

В России более двух десятков регионов-субъектов Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеющие особый статус, и не во всех регионах реализуется ситуация с учетом их интересов, условиями для работы неправительственных организаций, к каковым относятся и общины коренных малочисленных народов, однозначная, которая может расцениваться как положительная. И связано это именно с региональными особенностями понимания властями субъектов Федерации.

На Чукотке сложилась самая порочная практика применения рекомендаций Всемирного банка по учету интересов коренного населения при освоении природных ископаемых.

Она состоит в следующей схеме: властями Чукотского автономного округа и недропользователем при участии Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки, подписывается договор о поддержке коренных жителей Чукотки, который не выносился на обсуждение общественности. Ассоциация фактически отдает на откуп властям и добывающим компаниям земли и ресурсы без реальной поддержки коренных жителей, которых непосредственно касаются последствия работы этих недропользователей.

Такой договор ранее был подписан от имени Ассоциации коренных малочисленных народов с одним из крупнейших добытчиков золота – компанией «Кинросс Голд Корпорейшн», месторождение Купол в Билибинском районе.

В ущерб Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки и властей округа, данный договор для богатейшей компанию «Кинросс Голд Корпорейшн» явился не обременительным, так как, при миллионных доходах в долларах от чукотского месторождения, отчисления составили всего 200 тысяч долларов.

Причем доход идет в округ, через непрозрачную структуру – Фонд «Купол», он же распределяет эти скудные средства в последнюю очередь на проекты и инициативы коренных жителей, живущих непосредственно на землях, затронутых деятельностью компанию «Кинросс Голд Корпорейшн».

И все это, делается при прямом попустительстве Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки, представитель которой в настоящее время является членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Получается, что федеральные законы игнорируются региональными чиновниками на местах, а со стороны Правительства РФ не осуществляется достаточный контроль за их деятельностью.

Полагаем, что в рекомендациях Всемирного банка, ООН и других международных организаций содержатся принципиальные неточности, которые позволяют добывающим компаниям и региональным властям, изображать деятельность по учету интересов коренных народов при изъятии у них земель, тем самым подрывая их право на сохранение своей культуры, своей идентичности и будущего.

При общих положительных моментах принятия этих рекомендаций в прошлые годы, сейчас стоит вопрос, и даже, более того, — глобальная проблема, дальнейшего развития процессов не просто по учету интересов коренного населения при разработке полезных ископаемых, а правомерности и правомочности представительства общин коренных народов на природные ресурсы на их территории. Именно обратить внимание на эту проблему мы и призываем высокое собрание!

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» предусмотрено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Статьей 9 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона.

Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, а также граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности; иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 49 Федерального закона).

Фонд защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России и Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока просят высокий форум поддержать законные требования Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» о прекращении экологического геноцида со стороны ЗАО «Чукотская Торговая компания», ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания», инвестируемых австралийской компанией «Tigers Real Coal Limited».

Спасибо за внимание.